Сегодня 20 сентября 2017г
Контакты   Правила использования информации   Карта сайта  

Центр по Науке и Инновациямперейти на сайт Наука и технологии России
Главная Доктрина Вузовская наука


Расширенный поиск


  • Национальный доклад

  • Академическая наука

  • Отраслевая наука

  • Вузовская наука

  • Инновационная система (инфраструктура)

  • 14 февраля 2008

    От физики к предпринимательству

    В Московском физико-техническом институте (МФТИ) организовали подготовку специалистов в области инноваций. Аналогичных проектов в России пока нет. В ближайшее время в вузе приступят к лицензированию программ для бакалавров и магистров «Наукоёмкие технологии и экономика инноваций». При успешном завершении процедуры в российской системе высшего образования появится ещё один образовательный стандарт, и новая специальность получит официальное признание.

    В 2006 году в МФТИ открылся факультет инноваций и высоких технологий (ФИВТ), который объединил около десятка институтских кафедр, так или иначе связанных с инновационной деятельностью. «Эти кафедры возникали спонтанно, на разных факультетах, в разное время. И открывались они вовсе не в угоду Декан факультета инноваций и высоких технологий Валерий Кривцов: «Сейчас очень часто употребляют слово “инновации”, но не потому что его кто-то провозгласил с высокой трибуны, оно отражает объективно существующие процессы» моде, — рассказывает декан ФИВТ Валерий Кривцов. — Сейчас, действительно, очень часто употребляют слово “инновации”, но не потому что его кто-то провозгласил с высокой трибуны, а потому что оно отражает объективно существующие процессы, отвечает запросам времени. Физтех всегда занимался технологическими разработками. Но в советские времена действовал Госплан, Госснаб: учёные создавали какой-то продукт, специалисты из других ведомств его внедряли. И достигался конечный эффект: всё летало, стреляло, кувыркалось и тому подобное. После перестройки процесс нарушился. Внедрение высоких технологий оказалось крайне проблематичным. Стало очевидно, что необходимо готовить специалистов, понимающих, как в сегодняшних условиях доводить новые технологии до конечного использования».

    Идея разработки образовательного стандарта в сфере наукоёмких технологий была заявлена несколько лет назад в инновационной программе развития МФТИ, поддержанной в рамках нацпроекта «Образование». Построить экономику, основанную на знаниях, невозможно без соответствующих кадров — справедливо рассудили в институте. Причём к их подготовке решили приступить как можно быстрее: с момента утверждения образовательного стандарта до массового выпуска специалистов проходит в среднем от пяти до десяти лет.

    В отличие от большинства вузов, которые в последнее время пытаются обеспечить рынок инновационными менеджерами, в МФТИ решили готовить специалистов, способных и создавать и внедрять наукоёмкие технологии. Выпускники факультета призваны занять пустующую пока в России нишу, связанную с самыми ранними стадиями В 2009 должна вступить в силу разработанная по поручению президента РФ программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», рассчитанная на пять лет. Документ готов, но ещё не прошёл все стадии согласования: заключительное слово должны сказать эксперты из министерства финансов.
    Программа предусматривает комплекс мер, направленных на создание условий для подготовки молодых специалистов в сфере науки, образования и высоких технологий.
    В целом на реализацию программы предполагается направить 57, 68 млрд. рублей, из них 51, 72 млрд. будут выделены из федерального бюджета. Впрочем, эти цифры ещё могут быть откорректированы
    инновационной деятельности — предпосевной, посевной и стартапа, за которыми в мировой практике закрепилось название «долина смерти».

    Физики плюс лирики

    В первый год работы нового факультета основное внимание было сосредоточено на организации учебного процесса, обеспечивающего подготовку как технически, так и экономически грамотных специалистов. На факультете сохранили все ключевые для Физтеха дисциплины, обучение базируется на преподавании той же физики, математики и информатики. Другое дело, что многие учебные программы подверглись серьёзной переработке: отдельные разделы, не отвечающие задачам ФИВТ, заменили теми, что непосредственно связаны с профилем подготовки. Так, в программе появились психология, экономика, финансы — в общей сложности около 50 новых учебных курсов. Были открыты дополнительные кафедры: «Экономика интеллектуальной собственности», «Оценка эффективности инвестиционных проектов», «Распознавание изображений и обработка текста», «Когнитивные технологии», «Анализ данных». Все они расположены на территории ведущих академических институтов (ЦЭМИ и ИСА РАН) и предприятий-партнёров. Среди последних — известная на весь мир компания ABBYY, Yandex, IBS, Cognitive Technologies, и некоторые другие. Интерес к факультету проявляют не только инновационные компании, но и венчурные фонды. В этом году на факультете планируют расширить круг партнёров, что особенно важно, учитывая основные принципы обучения на Физтехе: с третьего курса студенты попадают на базовое предприятие, где выполняют научно-исследовательские и научно-инновационные работы. То есть В Физтехе собираются готовить специалистов, способных не только создавать, но и внедрять наукоёмкие технологии. Они будут работать на самых ранних стадиях инновационной деятельности студенты осваивают специальность не столько на лекциях и семинарах, сколько на практике.

    Поиск идей подобен сбору грибов

    На факультете инноваций и высоких технологий особое внимание уделяют развитию творческих способностей студентов. Для этого, например, уже дважды проводили конкурс идей. В общей сложности поступило порядка 60 заявок (всего обучается около 350 человек). По качеству проектов каждый второй может быть доведён до состояния инновационной разработки, привлекательной для инвесторов. По мнению председателя экспертного жюри Давида Яна, основателя и председателя совета директоров компании ABBYY, средний уровень рассматриваемых работ заметно выше, чем на аналогичных конкурсах в российских вузах Для сотрудников факультета это серьёзная оценка. По мере возможности здесь стараются помогать студентам в продвижении их проектов. Некоторых, например, направили в Фонд Бортника для участия в программах «СТАРТ» и «У.М.Н.И.К.».

    Помимо конкурсов на факультете предпринимают и другие меры для активизации творческой деятельности студентов. В частности сейчас создают лабораторию инноватики (структурное подразделение факультета, где будут обучать приёмам изобретательской работы и тому, как продвигать свой наукоёмкий продукт на рынке. «Поиск инновационных идей подобен сбору грибов. Но можно грибы искать, а можно выращивать в любых количествах, подобно шампиньонам, — говорит Валерий Кривцов. — Сегодняшнее состояние инноваций в России — это сбор грибов в лесу. Мы же хотим создавать плантации. С этим расчётом и готовим своих специалистов».

    От центра инноваций к собственным компаниям

    Факультет инноваций и высоких технологий существует более полутора лет, но до сих пор у специальности, которой здесь собираются обучать, нет названия. «Над этим вопросом я уже давно ломаю голову, но пока ничего не придумал, — признаётся декан. — В нашей стране не было такого вида деятельности, поэтому и названия специальности не появилось. В одном из выступлений я как-то назвал своих студентов “физиками-предпринимателями”. Фактически так и получается: мы готовим физиков, но с предпринимательской специализацией».

    Преподаватели ФИВТ прекрасно отдают отчёт в том, что таких специалистов нельзя выпускать массово. Даже здесь при особом отборе талантливых, творческих и предприимчивых студентов, далеко не каждый сможет создавать инновационные проекты, генерировать новые знания. Считается, что только 10% людей Предпринимателями могут быть не все — это факт. Лишь каждый десятый, говорит статистика. «У нас таких студентов будет 30%», — уверены в Физтехе обладают предпринимательской жилкой. А на факультете планируют сосредоточить до 30% таких студентов. Это будет обеспечено в том числе и специальными психологическими тестами на вступительных экзаменах.

    «Мы рассчитываем, что в дальнейшем на нашем факультете появится мощный центр инноваций, — говорит Валерий Кривцов. — В нём около трети студентов будут создавать наукоёмкие технологии, а все остальные станут заниматься поддержкой инноваций: оказывать консультационные услуги, помогать при составлении бизнес-плана, оформлении интеллектуальных прав. То есть на факультете будут и предприниматели, и аналитики. В идеале вокруг ФИВТ должно образоваться соответствующее инновационное окружение из числа структур института, а также различных внешних организаций, среди которых консалтинговые компании, фонды посевного финансирования. Пройдя такую школу, наши выпускники смогут создавать собственные инновационные компании, причём весьма успешные».

    Ориентируясь на Стэнфорд

    Одно дело планы, ожидания, намерения и совсем другое — реальность. Несмотря на мощную физтеховскую базу, научный потенциал и сильный преподавательский состав, у нового факультета с его смелыми и подчас амбициозными планами возникает немало трудностей. Весьма полезным в этой связи может оказаться опыт зарубежных коллег. Факультет инноваций и высоких технологий пытается установить взаимодействие с западными вузами, в том числе с Калифорнийским университетом (один из рейтинговых вузов проводит международные конкурсы инновационных проектов), с Массачусетским технологическим институтом, кузницей научно-инженерных кадров Америки. Имеются также договорённости с университетами Австралии, Голландии и других стран.

    «С зарубежными вузами мы планируем осуществлять совместные проекты, проводить студенческие и преподавательские обмены. И уж точно будем заимствовать их опыт инновационной деятельности, — говорит декан ФИВТ. — Страны, преуспевшие в сфере наукоёмких технологий, — США, Великобритания, Финляндия, Швеция, Япония, некоторые азиатские — тоже когда-то начинали с нуля. Мы сможем пройти этот путь быстрее, если будем правильно использовать их наработки».

    В ближайшие пять лет факультет инноваций и высоких технологий планирует достичь уровня мировых стандартов подготовки своих выпускников (в качестве ориентира взят, например, Стэнфорд, с которого в Америке началась Силиконовая долина). В настоящее время ФИВТ подаёт документы в Министерство образования и науки РФ для утверждения нового образовательного стандарта «Наукоёмкие технологии и экономика инноваций». В случае успешного прохождения всех процедур в России появится новая крайне востребованная специальность.

    Марина Муравьёва, STRF.ru

    Фотографии предоставлены МФТИ

      Версия для печати
    обсудить в форуме   Обсудить в форуме
      Перейти в живой журнал: STRF.livejournal.com



    Аннотации тематических блоков
    В гуманитарную область – с математическим расчетом
    3 февраля 2006
    Существуют ли формулы, с помощью которых можно рассчитать последствия социальных явлений? Эконофизический подход к финансам, который в последние годы становится все более популярным, может стать значительно более прибыльным, чем традиционное прогнозирование, утверждают учёные

    Фундаментальные деньги
    27 декабря2007
    Под новый год сбылась надежда учёных: президент России Владимир Путин одобрил программу фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008—2012 годы с бюджетом почти в 254,5 миллиарда рублей. Академики отстояли право самостоятельно распоряжаться деньгами, и обязались в течение пяти лет представить не только новые знания, но и решения многих организационных проблем науки, включая увеличение притока молодёжи в сферу фундаментальных исследований

    ИТОГОВАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Информационно-телекоммуникационные технологии: положение на сегодняшний день и пути дальнейшего развития» (часть 1)
    6 декабря2007

    От физики к предпринимательству
    14 февраля 2008

    В Московском физико-техническом институте начали готовить специалистов, способных не только создавать, но и внедрять наукоёмкие технологии. Аналогов этому проекту в России пока нет. В скором времени в вузе планируют утвердить новый образовательный стандарт «Наукоёмкие технологии и экономика инноваций», тем самым добившись официального признания новой специальности

    Наука 2.0
    15 февраля 2008

    Парадоксально, но факт: изначально веб задумывался для обмена, прежде всего, научной информацией, однако до недавних пор учёное сообщество осваивало интернет — в профессиональных целях — довольно неспешно. Ситуация меняется на наших глазах: «социальные» интернет-технологии ускоряют диффузию научных знаний



    © Электронное издание «Наука и технологии России».
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-29914 от 12 октября 2007 года.
    При использовании размещенных на сайте материалов ссылка на источник обязательна.
    Редакция: +7(495)930-87-07; infostrf.ru
    Rambler's Top100 Разработка Metric