Сегодня 20 сентября 2017г
Контакты   Правила использования информации   Карта сайта  

Центр по Науке и Инновациямперейти на сайт Наука и технологии России
Главная Доктрина Инновационная система (инфраструктура)


Расширенный поиск


  • Национальный доклад

  • Академическая наука

  • Отраслевая наука

  • Вузовская наука

  • Инновационная система (инфраструктура)

  • 15 февраля 2008

    Наука 2.0

    Парадоксально, но факт: изначально веб задумывался для обмена, прежде всего, научной информацией, однако до недавних пор учёное сообщество осваивало интернет — в профессиональных целях — довольно неспешно. Ситуация меняется на наших глазах: «социальные» интернет-технологии ускоряют диффузию научных знаний.

    Постепенно технологический прогресс привел к сущностным изменениям коммуникационной активности в Сети, к сегодняшнему дню они стали уже столь заметными, что стало возможно говорить, если не о революции, то наверняка — о новом этапе развития веб, веб 2.0. Характерные для этого нового этапа «социальные» интернет-технологии позволяют не просто лучше обслуживать информационные потребности пользователя сети, но и активно вовлекают его во взаимодействие — как с другими пользователями, так и с самими информационными ресурсами. Даже традиционные технологии ранжирования и отбора контента пользователями — голосования и сервисы закладок, дополняются теперь элементами социального поведения. Быстро развиваются и новые способы взаимодействия пользователей, такие как блоги и социальные сети; вики-технологии дают уникальные возможности для организации распределённых коллабораций и совместной работы многих пользователей в режиме реального времени.

    Для научного сообщества социальные технологии веб 2.0 представляют особый интерес. Они позволяют расширить формат профессионального взаимодействия, выводят его на глобальный уровень, стимулируют творческие способности каждого из участников процесса и — что самое существенное — они отвечают традициям сообщества, в котором всегда была важна взаимная оценка коллег и признание ими достигнутых результатов. Вот почему мы считаем, что число профессиональных ресурсов созданных учёными и для учёных с использованием социальных сетевых технологий — «наука 2.0» — будет расти, а процессы рафинирования и диффузии научных знаний — ускоряться.

    Российской науке важно не остаться на периферии этого процесса1.

    Одна из самых забавных особенностей информационной
    экономики заключается в том, что если информация
    может быть легко скопирована и размножена, т.е.
    информационные потоки растут день ото дня, то
    внимание — величина постоянная.

    R.U. Sirius, 1994

    Блоги

    Ведение блогов — тенденция, которая, без сомнения, стала одной из магистральных для интернет-индустрии, — не нашла большого отклика среди научного сообщества. Из 111,2 миллионов блогов во всём мире2 лишь около двух тысяч посвящены научной проблематике3 . Большинство авторов этих дневников — молодые учёные, что неудивительно: молодёжь вообще более активно осваивает социальные технологии, в том числе и сетевые. Однако, как показывает проведённый нами анализ, в ближайшем будущем существенного роста числа научных блогов ожидать не стоит. Так, рейтинговое агентство Alexa регистрирует относительно небольшой спад активности ориентированного на учёных и исследователей ресурса Scienceblogs.com, работающего по тому же принципу, что и популярный в России «Живой журнал» (Livejournal). Другой пример — ресурс Postgenomic.com, собирающий информацию с научных блогов и представляющий её в виде новостных лент. Его активность застыла на уровне 2 3004 записей в неделю.

    Небольшая популярность блогов среди научного сообщества связана с несколькими факторами. Во-первых,
    Активность блоговой платформы Scienceblogs
    ведение качественного блога требует дополнительного времени, которым редко располагает современный исследователь. Во-вторых, в научной среде уже есть устоявшиеся обычаи обмена знаниями — через систему публикаций. С точки зрения большинства учёных, блоги к этой системе в профессиональном плане ничего по существу не добавляют, а потому воспринимаются ими как пустая трата времени. Гораздо большим спросом пользуются те интернет-технологии «взаимодействия», которые помогают решать специфичные для науки задачи.

    Bики-технологии (Wikis)

    Возможно, одним из самых массовых и удачных примеров идеи социального веба можно считать проект Wikipedia — бесплатную многоязыковую открытую для редактирования пользователями энциклопедию. Проект стартовал в январе 2001 года, и на начало 2008 года количество статей превысило отметку в 9,3 миллиона.

    Колоссальный успех проекта «спровоцировал» создание специализированных научных энциклопедий, как правило, на основе бесплатно распространяемого ПО от создателей Wikipedia.

    WikiSpecies, Proteins Wiki, OpenWetWare и UsefulChem — всё это примеры рационального использования вики-технологий. Колоссальное преимущество их заключается в том, что они позволяют организовать работу между географически распределёнными исследовательскими группами, объединёнными общей целью, например, ставят задачу описания и классификации (WikiSpecies, Proteins Wiki).

    WikiSpecies — один из проектов Фонда Wikimedia, задуманный как открытый и свободный каталог-классификатор различных форм жизни: эукариот (животных, растений, грибов), бактерий и архей. Сейчас в проекте имеется около 120 тысяч статей.

    Proteins Wiki — аналогичный проект, авторы которого намерены объединить усилия учёных для описания и классификации многочисленных видов белков. Количество статей приближается к 50 тысячам.

    Надо отметить, что задачи выработки дефиниций и классификации являются фундаментом современной науки, поскольку позволяют выработать единые стандарты и синхронизировать научные процессы на международном уровне.

    Два других примера (OpenWetWare, UsefulChem) дают представление о новом гибком инструменте для создания «виртуальных лабораторий»: эти ресурсы описывают исследовательскую деятельность (вплоть до отдельных экспериментов) в отдельно взятом научном коллективе для целей информирования коллег о своих результатах, что способствует их интеграции во всемирное научное пространство.

    OpenWetWare предлагает платформу, на базе которой можно быстро и легко создавать онлайн-представительства научных коллективов, лабораторий и институтов, работающих в области живых систем. Цель — оперативный обмен информацией и знаниями по ведущимся в различных группах исследованиям.

    UsefulChem посвящён достижениям в области химии: учёные со всего мира имеют возможность обсудить результаты различных экспериментов, комментировать создание новых соединений и совместно анализировать их свойства.

    Голосование (Voting)

    В эпоху переизбытка информации пользователям необходимы инструменты, способствующие рациональному расходованию их внимания, — системы фильтрации и отбора самых важных, интересных материалов для последующего более подробного изучения. Идеальных инструментов здесь нет, но в качестве компромисса ресурсы веб 2.0 предлагают пользователям полагаться на мнение большинства. Первыми успешными интернет-ресурсами, контент которых ранжируется самими пользователями, были Slashdot и Digg. Сегодня для оценки степени новизны, интересности и актуальности публикации могут использоваться различные подходы: от простого голосования до рейтингования по довольно сложным шкалам.

    Из научных сайтов фильтрацию контента с учётом мнений пользователей (правда, в самых простых вариантах) с успехом реализовали SciRate, BioWizard, DissectMedicine, Nature China, Scintilla.

    SciRate — это экспериментальная площадка для учёных, которые хотят быть в курсе наиболее значимых достижений в сфере своих исследований. Сайт использует принципы работы Digg: зарегистрированные пользователи ежедневно голосуют за наиболее релевантные статьи, что позволяет фильтровать публикации. Сбор материалов происходит из нескольких источников, в частности, ресурс тесно интегрирован с открытым репозиторием препринтов arXiv.

    Ресурс BioWizard, взявший за основу базы данных PubMed, один из самых популярных источников информации в области живых систем, позволяет пользователям оценивать не только новости и публикации, но и комментарии друг друга. К слову, BioWizard быстро расширяет функциональность. Он предлагает ведение собственных блогов, продвинутые технологии поиска по публикациям PubMed, поиск конференций по ключевым словам в аннотациях и по именам участников. Последним достижением является создание личных зон для настройки всех сервисов BioWizard под предпочтения конкретного пользователя.

    Современные концепции социального веба в последнее время всё активнее используют и традиционные научные издательства, в том числе крупнейшие, такие как Nature Publishing Group (NPG). Среди наиболее известных в сети проект группы DissectMedicine (агрегирует и ранжирует медицинские новости), Nature China (национальный проект, собирающий в единую базу данных результаты научных исследований в Китае и выделяющий наиболее значимые из них), а также Scintilla. Последний собирает научную информацию из различных источников, включая новостные ленты блогов, и ранжирует её с учётом персональных рекомендаций и рейтингов своих пользователей.

    Какой именно формат отбора материалов будет доминировать на информационных научных ресурсах в дальнейшем, сказать пока сложно. Но можно уверенно утверждать, что подобные технологии рано или поздно обязательно внедрят большинство ресурсов, создаваемых для учёных, ведь среди исследователей методики peer review при оценке научных результатов давно стали традицией.

    Обмен файлами (File sharing)

    Обмен файлами — одна из тех редких областей, функционал которой активно используется учёными во всём мире.

    У физиков с 1991 года очень популярен сервер arXiv.org для обмена препринтами. Сегодня активно развиваются и совершенствуются специализированные сервисы: обмен документами (Scribd), видеоконтентом (YouTube), презентациями (SlideShare).

    Для учёных особый интерес может представлять Nature Precedings — проект, нацеленный на обмен материалами с результатами исследований до стадии их официального опубликования в журналах.

    Очень интересным, на наш взгляд, является Journal of Visualized Experiments, где размещаются видео-ролики, на которых записаны реальные эксперименты и интервью исследователей по актуальным научным вопросам. Ресурс особенно востребован молодыми учёными, поскольку даёт возможность обмена опытом на принципиально другом уровне: визуальное наблюдение экспериментов создаёт эффект «реального присутствия» в лаборатории, что в разы повышает качество усвоения материала в сравнении обычными текстовыми публикациями.

    Cоциальные сети (Social networks)

    Наверное, самой «социальной» из всех технологий веб 2.0 является социальная сеть, технология, которая помогает строить цепочки связей на основе знакомств, профессиональных интересов или на других принципах.

    Наибольшей популярностью на Западе пользуются MySpace и Facebook, в России — «Одноклассники» и «Вконтакте». Это примеры общетематических сетей, у их участников нет какого-то специального интереса. В таких сетях обычно предусмотрены механизмы создания сообществ или групп по интересам, но поскольку эти сети рассчитаны на массовый поток, то, как правило, предлагают участникам ограниченный инструментарий. Специальные же интересы отдельных групп пользователей обслуживают «нишевые» или тематические социальные сети.

    Sermo — социальная сеть для практикующих врачей, у которых есть большая потребность в сборе актуальной медицинской статистики, обмене информацией о врачебной практике, выяснении лучших подходов и методик лечения. Синергия для каждого участника заключается в возможности новых знакомств и профессионального роста на базе «сетевого эффекта». Nature Network — ещё одна глобальная социальная сеть учёных, которая предлагает различные форматы взаимодействия: форумы, блоги, сообщества, новостные ленты и т.д. Такая среда, как социальная сеть, существует не только для того, чтобы найти и установить контакт с людьми по схожим интересам, но также для создания сообществ и инициирования дискуссий, в ходе которых участники могут подкрепить свои доводы различными способами: сослаться на авторитетный источник, добавить фотографию, аудио- или видеофайл и т.д. Грамотно реализованные сервисы имеют колоссальный потенциал в ускорении процессов диффузии научного знания.

    Феномен социальных сетей, их бурное развитие породили проблему интероперабельности, возникающую при взаимодействии пользователей, которые являются одновременно членами разных сетей. Как показывает практика, пользователи неохотно регистрируются в каждой новой соцсети. На решение этой проблемы нацелены такие глобальные технологии как OpenID и Gravatar, которые могут идентифицировать одного пользователя сразу в нескольких системах.

    Биржи (Markets)

    Для иллюстрации этой идеи можно привести eBay — самую популярную онлайн площадку.

    В научном пространстве онлайн-торговля физическими предметами (например, лабораторным оборудованием или реактивами) пока мало востребована. Но собрание в одном месте заказчиков, которым необходимо исследовать конкретные научные проблемы, как правило, прикладного характера, и высококвалифицированных исследователей и изобретателей можно трактовать как «рынок знаний и технологий».

    Пример такого рынка успешно реализует проект InnoCentive. Среди заказчиков на этой площадке довольно много фармацевтических компаний, которые пользуются возможностью на конкурентной основе привлечь к своим разработкам исследовательские коллективы из разных стран мира: вероятность найти таким образом наиболее релевантных специалистов для решения специфических задач оценивается достаточно высоко.

    Ценность участия в работе биржи для исследовательских коллективов заключается, прежде всего, в возможности найти дополнительные источники финансирования (при условии решения проблемы заказчика), появляется и дальнейшая возможность трансфера и коммерциализации технологий.

    Фолксономия (Tagging, Folksonomies)

    Одной из центральных технологий веб 2.0 является сервис социальных закладок, который впервые получил массовое распространение с появлением ресурса del.icio.us. В основе ресурса заложена технология ассоциации и разметки интернет-ресурсов (tagging) на основе ключевых слов, выбираемых непосредственно пользователями. Применение данного принципа не только для всего веб-сайта, но и отдельного контента (например, статей, фото, видео) привело к появлению термина фолксономия.

    Определение: Фолксономия (англ. folksonomy, от folk — народный + taxonomy — таксономия) — практика совместной категоризации информации (ссылок, фото, видеоклипов) посредством произвольно выбираемых тегов. (Википедия).

    Наиболее активно сервисы коллективных закладок и рекомендаций использует ресурс Connotea, который принадлежит Nature Publishing Group. В общих словах, ресурс позволяет создавать свою собственную библиотеку, которую можно пополнять из различных источников (веб-сайты, репозитории публикаций и PDF-документов и т.п.). Один из сотрудников NPG, Тимо Хэннай (Timo Hannay), сказал о Connotea: «…для системы Eprint мы разработали специальный код, который позволял строить запросы к Connotea для автоматической генерации рекомендаций на основе ключевых слов (tags). Проект был настолько успешным, что данный модуль был встроен и в другие проекты NPG: Nature Network, Nature Precedings и Scintilla».

    ИТ-импакт

    Вот уже на протяжении 10 лет идут дискуссии о влиянии информационных технологий на процессы поиска и распространения научных знаний. Наибольший интерес к дискуссиям проявляют научные издательства, поскольку наибольший эффект информационные технологии оказывают на системы циркуляции научных публикаций, что непосредственно отражается на издательском бизнесе. Очевидно, что уже большинство перешло на электронный формат, что позволило внедрить более продвинутые технологии поиска и анализа публикаций. Далее можно выделить два ключевых новых тренда в этой сфере.

    создание глобального информационного пространства на базе единых стандартов обмена данными между открытыми архивами различных научных организаций. Примером может служить научная библиотека Public Library of Science (PLoS), созданная в 2003 году в США в ответ на отказ издательств научных журналов открыть свои архивы. Российским аналогом проекта является Соционет, который на основе открытых стандартов организует процессы обмена знаниями в области гуманитарных наук.

    Другая тенденция — это наращивание и совершенствование сервисов, которые предоставляют профессиональные провайдеры научной информации на платной основе, например, такие как проект Web of Knowledge от компании Thomson Scientific. Доступ к публикациям дополняется возможностью поиска по патентной базе, аннотациям конференций, доступом к коллекции химических элементов и мощным аналитическим инструментарием.

    В заключение нужно отметить, что успех развития аналогичных российских ресурсов науки 2.0 с ориентацией на предложенные западные примеры зависит от двух факторов. Во-первых, от технической оснащенности научных организаций, доступности интернета, а во-вторых, от восприимчивости непосредственно российских учёных к новым способам организации научных процессов.

    Максим Медведев, для STRF.ru


    1 Почти все интернет-ресурсы, приведённые в этом обзоре для примера, — глобальные. За редким исключением они не выдвигают для своих участников ограничений, скажем, по стране проживания или месту работы. Единственное, что может препятствовать их использованию российскими учёными, это слабый уровень в среднем владения английским языком, но этот барьер легко преодолевается при желании.

    2 Всего в мире, по данным Technorati.com на сентябрь 2007, существует около 111,2 миллионов блогов.

    3 Nature Publishing Group estimate.

    4 Postgenomic.com zeitgeist — http://www.postgenomic.com/stats.php.

      Версия для печати
    обсудить в форуме   Обсудить в форуме
      Перейти в живой журнал: STRF.livejournal.com



    Аннотации тематических блоков
    В гуманитарную область – с математическим расчетом
    3 февраля 2006
    Существуют ли формулы, с помощью которых можно рассчитать последствия социальных явлений? Эконофизический подход к финансам, который в последние годы становится все более популярным, может стать значительно более прибыльным, чем традиционное прогнозирование, утверждают учёные

    Фундаментальные деньги
    27 декабря2007
    Под новый год сбылась надежда учёных: президент России Владимир Путин одобрил программу фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008—2012 годы с бюджетом почти в 254,5 миллиарда рублей. Академики отстояли право самостоятельно распоряжаться деньгами, и обязались в течение пяти лет представить не только новые знания, но и решения многих организационных проблем науки, включая увеличение притока молодёжи в сферу фундаментальных исследований

    ИТОГОВАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Информационно-телекоммуникационные технологии: положение на сегодняшний день и пути дальнейшего развития» (часть 1)
    6 декабря2007

    От физики к предпринимательству
    14 февраля 2008

    В Московском физико-техническом институте начали готовить специалистов, способных не только создавать, но и внедрять наукоёмкие технологии. Аналогов этому проекту в России пока нет. В скором времени в вузе планируют утвердить новый образовательный стандарт «Наукоёмкие технологии и экономика инноваций», тем самым добившись официального признания новой специальности

    Наука 2.0
    15 февраля 2008

    Парадоксально, но факт: изначально веб задумывался для обмена, прежде всего, научной информацией, однако до недавних пор учёное сообщество осваивало интернет — в профессиональных целях — довольно неспешно. Ситуация меняется на наших глазах: «социальные» интернет-технологии ускоряют диффузию научных знаний



    © Электронное издание «Наука и технологии России».
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-29914 от 12 октября 2007 года.
    При использовании размещенных на сайте материалов ссылка на источник обязательна.
    Редакция: +7(495)930-87-07; infostrf.ru
    Rambler's Top100 Разработка Metric