Сегодня 19 ноября 2017г
Контакты   Правила использования информации   Карта сайта  

Центр по Науке и Инновациямперейти на сайт Наука и технологии России
Главная ГНЦ


Расширенный поиск

Государственные Научные Центры

Государственные Научные Центры (ГНЦ) — особая форма научных организаций. Большинство из них обладают, как правило, уникальными научными школами и научно-технологической базой, ведут разработки по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Из четырех с лишним тысяч научных учреждений решено было выделить несколько десятков ключевых.

В соответствии с Указом Президента РФ от 22 июня 1993 г. N 939 статус государственного научного центра может присваиваться расположенным на ее территории предприятиям, учреждениям и организациям науки, а также высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, результаты научных исследований которых получили международное признание. Была разработана процедура отбора, экспертизы и утверждения государственных научных центров.

Решением правительства РФ статус государственного научного центра присваивается на два года для поддержки фундаментальных и прикладных исследований. Каждые два года по результатам оценки деятельности каждого государственнго научного центра правительство принимает решение о целесообразности сохранения за ГНЦ этого статуса. Статус государственного научного центра означает отнесение организации к категории объектов, предполагающей особые формы государственной поддержки и обеспечение его деятельности.

В настоящее время в РФ насчитывается более 50 государственных научных центров. Они есть практически во всех областях: авиа- и судостроении, ядерной физике, машиностроении, металлургии, биологии, медицине, сельском хозяйстве, строительстве, радиотехнике.

ГНЦ РФ представляют собой наиболее крупные научные организации. Если в среднем по научным организациям государственного сектора численность персонала составляет около 200 чел., то по ГНЦ РФ в среднем примерно 1100 чел., при этом численность сотрудников 19-ти ГНЦ РФ превышает 1000 чел.

Объем внутренних затрат на исследования и разработки, приходящийся на одного занятого в государственном научном центре исследованиями и разработками, в 2003 г. составил около 210 тыс. руб. на человека, тогда как в целом по сектору науки данный показатель не превышал 197,9 тыс. руб. на человека. В целом по ГНЦ РФ достаточно высок уровень внебюджетного финансирования затрат на исследования и разработки: в 2003 г. – 42% от общего объема внутренних затрат.

В качестве основных задач реформирования системы государственных научных центров можно выделить следующие (из доклада директора Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Д. В. Ливанова «О развитии государственного сектора науки»):

Совершенствование регулирования:

  • четкое определение набора критериев, которым должна отвечать организация для получения статуса государственного научного центра, в частности наличие среднесрочной программы деятельности организации и отражение основных элементов среднесрочной программы в стратегии развития соответствующего сектора экономики;
  • закрепление положения о том, что статус государственного научного центра может предоставляться акционерным обществам при условии значительного участия государства в их капитале;
  • удлинение периода предоставления статуса государственного научного центра;
  • определение целевых индикаторов для оценки деятельности государственного научного центра, состава его обязательств перед государством и ответственности за их выполнение;

Рационализация системы финансирования государственных научных центров:

  • обеспечение существенной доли инвестиций в финансировании научных центров для обновления их основных фондов;
  • участие государственных научных центров в конкурсах на проведение НИОКР для государственных нужд на равных условиях с другими научными и образовательными организациями;
  • определение роли государственных научных центров в рамках целевых программ, заказчиком которых выступает федеральный орган исполнительной власти, которым подведомственны эти ГНЦ;

Оптимизация организационно-правовых форм государственных научных центров:

  • преобразование большинства государственных научных центров в форме государственных унитарных предприятий в акционерные общества, 100% акций которых находятся в федеральной собственности;

Сокращение числа организаций, имеющих статус ГНЦ должно проводиться на основе:

  • инвентаризации всех ГНЦ;
  • оценке путем независимой научной экспертизы результатов их деятельности;
  • учете роли государственных научных центров в реализации стратегий развития секторов экономики;
  • периодическом принятии решений о лишении или подтверждении статуса ГНЦ.

© Электронное издание «Наука и технологии России».
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-29914 от 12 октября 2007 года.
При использовании размещенных на сайте материалов ссылка на источник обязательна.
Редакция: +7(495)930-87-07; infostrf.ru
Rambler's Top100 Разработка Metric