Сегодня 29 мая 2017г
Контакты   Правила использования информации   Карта сайта  

Национальный Информационный Центр по Науке и Инновациям - технопарк, нанотехнологии

LiveInternet-->
Мнение События ФЦП Эксперты Экспертная площадка О центре Форум
Главная Наука и инвестиции


Расширенный поиск
Наука и инвестиции

Новости рынка инвестиций
В России ожидается венчурный бум

РЕПОРТАЖ: Инноваторы ищут выход
В Торгово-промышленной палате прошел круглый стол "Актуальные вопросы инновационной промышленной политики России". Мнения участников были не одинаковы в оценке состояния инноваций в стране сегодня, однако почти полностью совпадали в том, что для их успешного развития требуются значительные усилия. В основном финансовые.

Государство планирует потратить 20 млрд руб. на строительство технопарков в РФ и привлечь еще 160 млрд руб. частных инвестиций
Эксперты считают, что правительство легко найдет эти деньги, но их будет опять недостаточно для сокращения разрыва между Россией и развитыми странами

Российский венчур будут строить на атомной базе

  Все новости рынка инвестиций


Новые проекты
Пилоты инноваций
В этом году, согласно планам Кремля и правительства, Россия вступает в ВТО. На самом деле мы к этому шагу абсолютно не готовы, но есть русское слово "авось". Авось в короткий срок переведем свои старые предприятия на новые рельсы, авось примем федеральный закон об инновациях , авось кривая вывезет... О необходимости инновационного развития российских регионов специалисты говорят на многих совещаниях и "круглых столах". О том, как это происходит на практике, рассказал "ПЖ" заместитель председателя рабочей группы Министерства регионального развития Валерий ИРИКОВ.

«Получение и диагностика органических и биоорганических тонкопленочных наноструктур»

«Разработка научных основ создания полимеров и наноразмерных полимерных структур для эффективной модификации комплекса свойств промышленных пластиков и эластомеров»

«Разработка принципов и методов создания наноструктурированных функциональных полимерных и композиционных полимерных материалов принципиально нового типа для использования в технических устройствах и конструкциях»

ЕС приступил к формированию седьмой Рамочной программы по научным исследованиям и технологическому развитию

Обсудим...
Может ли смена статуса РАН как федерального органа исполнительной власти на статус государственного учреждения сыграть положительную роль?

Дмитрий ЛИВАНОВ, руководитель департамента государственной научно-технической и инновационной политики

Сегодня РАН, как и другие государственные академии наук, существуют в полном соответствии с действующим законодательством. В Бюджетном кодексе допускается, что отдельные особо значимые бюджетные учреждения являются главными распорядителями средств бюджета, и кроме академий наук, это еще МГУ, Эрмитаж и т.д. По своей правовой форме РАН – государственное учреждение с особенностями правового статуса, установленными в соответствии с ч.3 ст.120 Гражданского кодекса в федеральном законе, в данном случае – законе «О науке и государственной научно-технической политике». Такими особенностями, в частности, являются выборность Президента РАН, право на создание в своем составе организаций и т.д. Пока законодательно не созданы новые правовые формы государственных некоммерческих организаций, то вопрос об изменении статуса РАН не стоит.

***

Валерий СОБОЛЕВ, представитель Совета профсоюза работников РНА


Вопросы о придании Академии наук строго государственного статуса и переходе к назначению руководства РАН Президентом РФ, т.е. об утрате права на самоуправление, пока не стоят. Статус Российской академии наук останется прежним. То есть таким,  каким он сложился в течение последних 89 лет. Тем более, что принцип самоуправления получает в настоящее время развитие, как на региональном, так и на отраслевом уровне.  

Все рассуждения на эту тему пока складываются в пользу Академии наук. Центральным органом управления наверняка останется Общее собрание РАН. Другое дело, предлагается вариант, чтобы окончательное утверждение президента Академии наук производил Президент России. Однако, многие выдающиеся ученые не согласны с такой постановкой вопроса и высказывают предположения, что В.В.Путин не согласится принять на себя такую функцию.

 

Что касается финансирования академической науки, то, безусловно, основным источником для нее останется федеральный бюджет, но это не исключает возможности договорных НИОКР с отечественными и зарубежными компаниями и фирмами.

***

Сергей ГУРИЕВ, ректор по развитию Российской экономической шкоы

 

 

Смена статуса РАН – это без преувеличение историческое решение, и его нужно принимать (или не принимать) вне зависимости от однократного повышения выплат. По своей сути, РАН вряд ли должна быть государственной организацией – ведь у нас уже есть Минобрнауки и соответствующие службы и агентства. РАН больше соответствует статус автономной некоммерческой организации. Впрочем, понятно и стремление государства добиться подотчетности РАН по крайней мере в сфере расходования бюджетных средств. Для этого необходимо обеспечить участие представителей государства в коллегиальных органах управления РАН. 

 

***

Виктор АВДЕЕВ, генеральный директор НПУ УНИХИМТЕК

 

 

Я бы очень осторожно к этому подходил. В этом вопросе, как всегда, очень много эмоций. К этому надо подойти как к абсолютно нормальному бизнес-проекту. В качестве аргумента: я сейчас в очередной раз перечитываю диалоги известного эссеиста Соломона Волкова с Бродским, и Бродский говорит: «Мой бизнес в стихосложении, специфика его такая…», и рассуждает дальше. Он говорит это совершенно спокойно, без пафоса, без иронии, так как этим зарабатывает деньги себе на жизнь.

 

Академия наук – это бизнес-проект, занятие наукой – это тоже бизнес, тогда давайте за него и отвечать, давайте думать об его успешности, об его организации и т.д.

 

***

Юрий ОСИПЬЯН, научный руководитель Институту физики твердого тела РАН (Черноголовка)

 

 Говоря о смене статуса РАН, переход на позиции государственного учреждения, я думаю, никак не повлияет на ситуацию, потому что все решения, необходимые для установления статуса Академии наук, руководство страны приняло. И наш Президент, и премьер-министр однозначно высказались по этому поводу. Подпирать эту позицию  какими-то бюрократическими решениями, я считаю, нет необходимости, и какие-либо возражения по этому поводу – это чистая проволочка аппарата Минфина и Минздравсоцразвития России. Конечно, повышение зарплат есть путь к росту инфляции, но эту проблему  нужно решать в государственном масштабе. Отряд федеральных служащих РАН ничтожен по численности в масштабах страны, и такое количество зарплат не окажет реального влияния на рост инфляции в государственном масштабе. Количество этих работников меньше, чем аппарат одной Государственной Думы. А там нет никакой задержки, аппарат получает вполне нормальную зарплату, не говоря уже обо всех других инстанциях управления в стране.

 

8 февраля в Президиуме Российской Академии Наук состоялась пресс-конференция, приуроченная к Дню российской науки. На вопросы журналистов отвечали вице-президент РАН А.Д. Некипелов и директор Института Всеобщей Истории РАН А.О. Чубарьян. Встреча началась с краткого доклада  академика Некипелова о достижениях российской академической науки за прошедший год. В нем шла речь о выдающихся исследовательских результатах, полученных различными институтами РАН: от новых цифровых рентгенов до раскопок в Великом Новгороде. Затрагивалась тема международного сотрудничества и поиска инвестиций. Вкратце было  сказано и о продолжающемся процессе структурных реформ академии, и, как выяснилось, именно эта проблема больше всего интересовала журналистов.
    В ответ на просьбу корреспондента strf.ru  оценить модельный устав государственной академии наук, предложенный Минобрнауки, вице-президент РАН заявил, что в Президиум вплоть до вечера седьмого февраля официально никакого проекта устава не поступало. Он сказал также, что весьма удивлен появлением в прессе комментариев заместителя министра еще до того, как проект был представлен в Академию Наук: «На наш взгляд это само по себе является весьма странным методом честной и открытой полемики». Кроме того, существует установленный порядок внесения изменений в устав РАН, который не вправе нарушить никто из членов Президиума. Но это не означает, что академия отказывается от сотрудничества с органами государственной власти, тем более, что необходимость согласования ее устава с целым рядом министерств и ведомств закреплена законодательно. Однако на Общее Собрание будет представлена только версия устава, разработанная самой академией, которая, по возможности, будет учитывать «разумные замечания» со стороны госчиновников. Если же устав не будет утвержден правительством, то Президиум «возьмется за работу с новыми силами». При этом Некипелов заверил, что позиция Президиума никак не связана с желанием максимально продлить свои полномочия, и выразил надежду, что новый устав будет утвержден, а выборы президента РАН состоятся до конца текущего года.
    Академик Чубарьян высказался по поводу модельного устава еще более скептически. Он призвал не драматизировать ситуацию, поскольку любая реформа крупного государственного учреждения вызывает дискуссию в обществе: «Мы рассматриваем это как предложение одного из сегментов нашего гражданского общества». При этом он отметил, что целый ряд положений этого проекта далеки от принципов демократии. По его мнению, схожая полемика велась и по вопросу отношения между властью и бизнесом, однако в итоге компромисс был достигнут. «Подобных предложений у нас были сотни», - заключил он.
    Представители академии несколько раз начинали объяснять собравшимся корреспондентам процедуру принятия решений на Общем Совете, подчеркивая ее демократический характер. Однако журналисты вновь и вновь возвращали разговор к  теме устава. В конце концов, вице-президент Некипелов отбросил дипломатические условности  и заявил: «Я лично считаю это самой элементарной провокацией и больше ничем». Он добавил, что РАН официально не будет принимать участие в круглом столе, посвященном структурной реформе Российской Академии Наук, который должен состоятся 16 февраля в Минобрнауки. Вместе с тем он не исключил, что на нем будут  присутствовать отдельные представители академии.
   В чем состоят принципиальные отличия проекта, разработанного самой академией, Некипелов уточнять не стал, ограничившись замечанием, что этот проект  проходит последнюю стадию согласования и будет разослан к середине следующей недели. Тем более, что существующие процедуры внесения изменений и жесткие сроки, установленные правительством, не оставляют технической возможности рассмотрения модельного устава даже в том случае, если бы он полностью совпадал с намерениями академии. Всякий, кто пожелал бы выступить со своими предложениями должен был обратиться в уставную комиссию: «Даже если бы это был замечательный устав, на данном этапе никаких возможностей переключиться с того, что делала все это время уставная комиссия по этому предмету, не существует в принципе. На этот счет не должно быть никаких иллюзий».
    Журналист «Коммерсанта» высказала сомнение в искренности выступавших, когда они охарактеризовали модельный устав как один из многочисленных вариантов реформ. По ее словам, многие средства массовой информации оценили этот документ как отражение позиции правительства по вопросу, при том, что поправки в закон о науке, завизированные РАН, и без того существенно ограничили ее автономию. Академик Чубарьян возразил, что автономия РАН сохраняется, а внесенные поправки ничего принципиально не меняют: «В аппарате правительства ни у кого нет никаких сомнений, что название  «Государственная Академия Наук» - это то же самое, что было «академией, имеющей государственный статус». Вместе с тем, академия выполнит все свои обязательства в рамках заключенных соглашений.
    Суть происходящих изменений вице-президент РАН видит в уточнении юридического статуса подведомственных институтов: «Есть Российская Академия Наук как система организаций, и есть Российская Академия Наук как юридическое лицо. Этим юридическим лицом и является  Президиум». Главную же задачу предстоящей реформы представители академии видят в закреплении особого статуса РАН, связанного со спецификой научной деятельности. Она предполагает, что вопросы, связанные как с направлением исследований, так и с распределением ресурсов, определяются научным сообществом, а не чиновниками. Наибольшие возражения вызывает та часть модельного устава, в которой описаны полномочия наблюдательного совета. В него, помимо академиков, должны войти представители обеих палат парламента, правительства и администрации президента. Чубарьян высказал уверенность, что академия наук никогда не пойдет на создание подобного органа.
    В заключение представители РАН ответили на вопросы об имуществе академии. Они  заверили журналистов, что академия всегда была и останется государственным учреждением, которое пользуется федеральной собственностью. Что касается нюанса, который ряд комментаторов усмотрел в изменении формулировки «переданное имущество» на «передаваемое имущество», то, по мнению академиков, это означает только одно: «государство передавало имущество и будет передавать в будущем, если захочет». Не пугает их и возможная отмена поправок, запрещающих приватизацию объектов, находящихся в пользовании РАН. Вице-президент обратился к шахматной терминологии и назвал возможные изменения «снятием избыточной защиты» академической автономии. Впрочем, по мнению Некипелова и Чубарьяна, даже после этого у Академии Наук остается достаточно средств для защиты своего особого статуса в рамках правого поля. После этого стало окончательно понятно, что Президиум РАН занял оборонительную позицию и вести переговоры с органами власти, несмотря на прозвучавшие уверения,  не намерен.

Евгений Блинов

Органы исполнительной власти при участии экспертного сообщества подготовили модельный устав государственной академии наук - документ, на основе которого предлагается согласовывать подходы к оценке проектов уставов конкретных академий - РАН, РАМН, РАО и пр. Мы предлагаем этот типовой устав вашему вниманию.

Проект
МОДЕЛЬНЫЙ УСТАВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ НАУК

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Государственная академия наук (далее - Академия) является некоммерческой организацией,  деятельность которой регулируется законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

2. Академия имеет подведомственные организации, включая научные организации, организации научного обслуживания, организации социальной сферы, иные организации.

3. Академия наделена правом управления своей деятельностью, правом на создание, реорганизацию и ликвидацию подведомственных организаций, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым ей имуществом, находящимся в федеральной собственности, в том числе правом на создание, реорганизацию и ликвидацию подведомственных организаций, закрепление за подведомственными организациями федерального имущества, а также правом на утверждение уставов подведомственных организаций и назначение руководителей подведомственных организаций. Реестры федерального имущества, передаваемого Академии, а также перечень организаций, подведомственных Академии, утверждается Правительством Российской Федерации.

4. Организации, подведомственные Академии, создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Устав организации, подведомственной Академии, утверждается Правлением Академии.

5. Органами управления Академии являются Общее собрание, Наблюдательный совет, Президент, Правление, Президиум государственной академии наук.

6. Академия ежегодно представляет Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации:

доклады о состоянии фундаментальных наук, прикладных наук в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными;
отчеты о своей научно-организационной деятельности, финансово-хозяйственной деятельности;
предложения о приоритетных направлениях развития фундаментальных наук, прикладных наук, а также направлениях поисковых исследований.

6. Академия является юридическим лицом, созданным в форме бюджетного учреждения без ограничения срока деятельности. Особенности правового положения Академии установлены Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». Академия обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в органах Федерального казначейства, может иметь текущие счета (в том числе валютные) в банках и иных кредитных организациях Российской Федерации и других государств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Академия имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и обозначением своего полного наименования, штампы и бланки со своим наименованием, товарные знаки и другие реквизиты юридического лица, утвержденные и зарегистрированные в установленном законом порядке.

7. Реорганизация и ликвидация Академии осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.


ЧЛЕНЫ АКАДЕМИИ

8. Членами государственной академии наук являются действительные члены Академии (академики), члены-корреспонденты Академии, избираемые Общим собранием Академии. Выборы членов Академии проводятся в соответствии с настоящим Уставом и Положением о выборах, утверждаемым Общим собранием Академии.

9. Действительными членами Академии избираются ученые, обогатившие науку трудами первостепенного научного значения. Членами-корреспондентами Академии избираются ученые, обогатившие науку выдающимися научными трудами. Членами Академии избираются ученые, являющиеся гражданами Российской Федерации. Члены Академии избираются пожизненно.

10. Главная обязанность членов Академии состоит в том, чтобы обогащать науку новыми достижениями. Члены Академии ежегодно представляют в Президиум Академии отчеты о своей научной деятельности. В случае непредставления членом Академии в течение трех лет отчетов о своей научной деятельности Общее собрание Академии вправе принять решение о прекращении выплаты ему ежемесячного оклада за звание члена Академии.

11. В голосовании по выборам членов Академии участвуют члены Общего собрания, являющиеся членами Академии.

12. Общее собрание Академии может принять решение о прекращении членства в Академии, если в отношении члена Академии имеет место вступивший в законную силу приговор суда.

13. Член Академии имеет право в любое время прекратить свое членство, направив в адрес Общего собрания Академии личное заявление. С даты направления такого заявления он не считается членом Академии. 

14. Численность действительных членов и членов корреспондентов Академии определяется Общим собранием Академии, утверждается Наблюдательным советом Академии и представляется им для утверждения в Правительство Российской Федерации.  Выборы членов Академии проводятся один раза в два года. Предложения по размеру окладов за звания действительных членов, членов-корреспондентов Академии вносятся Президентом Академии по согласованию с Наблюдательным советом Академии в Правительство Российской Федерации.

15. Члены Академии участвуют в управлении деятельностью Академии в качестве членов Общего собрания Академии. Члены Академии имеют право вносить на рассмотрение Наблюдательного совета Академии научные и научно-организационные вопросы и участвовать в их обсуждении.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ НАУК


Общее собрание Академии

12. Органами управления Академии являются:
Общее собрание Академии;
Президиум Академии;
Президент Академии и Правление Академии;
Наблюдательный совет Академии.

13. Общее собрание Академии является высшим органом управления государственной академии наук.

14. Членами Общего собрания Академии являются действительные члены и члены-корреспонденты Академии, а также научные работники научных организаций, подведомственных Академии, делегированные сроком от одного года до пяти лет этими организациями по квотам, устанавливаемым Общим собранием Академии. Численный состав  научных работников  научных организаций, подведомственных  Академии, делегированных на Общее собрание, для участия в голосовании по выборам Президента Академии и принятию Устава Академии, не может быть менее числа членов Академии. Предусматривается ротация научных работников делегируемых научными организациями, подведомственными Академии, на Общее собрание Академии не менее, чем на 30% каждые 2 года. Научные работники делегируемые научными организациями, подведомственными  Академии, на Общее собрание Академии, избираются учеными советами этих организаций тайным голосованием.

15. Общее собрание Академии правомочно, если на нем присутствует большинство его членов; решения принимаются большинством голосов присутствующих (за исключением случаев, предусмотренных Положением о выборах в Академии  и настоящим Уставом).

16. Члены Академии обязаны принимать участие в работе Общего собрания Академии. Научные работники, делегированные на Общее собрание Академии научными организациями, подведомственными Академии, обязаны принимать участие в работе Общего собрания Академии.

17. К исключительной компетенции Общего собрания Академии относятся следующие вопросы:

определение основных направлений фундаментальных исследований, проводимых Академией;
осуществление экспертных и прогнозных функций по основным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации по поручениям Правительства Российской Федерации;
принятие  Устава Академии, изменений и (или) дополнений к нему и представление Устава Академии на утверждение в Правительство Российской Федерации;
избрание членов Наблюдательного совета от Академии и принятие решений о досрочном прекращении их полномочий в соответствии с настоящим Уставом и Положением о Наблюдательном совете Академии;
избрание Президента Академии, представление  кандидатуры избранного Президента Академии для утверждения Президенту (Правительству) Российской Федерации; принятие решения о досрочном прекращении полномочий Президента Академии;
избрание Президиума Академии и принятие решений о досрочном прекращении полномочий членов Президиума в соответствии с настоящим Уставом;
избрание и досрочное прекращение полномочий Комиссии по Уставу, выборы Председателя и членов Комиссии по Уставу Академии;
принятие Положения о выборах в Академию и  Положения о Наблюдательном совете Академии;
по представлению Наблюдательного совета Академии принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации отделений Академии, региональных отделений Академии;
утверждение отчетного доклада Президиума Академии о научных достижениях Академии в истекшем году;
слушание и обсуждение докладов в рамках повестки дня заседаний Общего собрания;
избрание  членов Академии и иностранных членов Академии в соответствии с настоящим Уставом и Положением о выборах в Академию; 
по представлению Президента Академии утверждение и внесения в Правительство Российской Федерации плана фундаментальных научных исследований в Академии;
утверждение численности на текущий финансовый год аппарата Наблюдательного совета Академии;
принятие постановлений Общего собрания Академии.

Все персональные вопросы решаются Общим собранием Академии тайным голосованием.

18. Общее собрание Академии созывается по мере надобности, но не реже одного раза в год. О дате проведения Общего собрания Академии должно быть объявлено за четыре месяца до его созыва. Вопросы для обсуждения на Общем собрании Академии представляются Наблюдательному совету Академии членами Общего собрания, учеными советами научных организаций, подведомственных Академии. Наблюдательный совет Академии с учетом внесенных предложений формирует повестку заседания Общего собрания Академии.

19. Комиссия по уставу Академии обязана организовать публичное обсуждение изменений в Устав Академии, предлагаемого для утверждения Общему собранию Академии.

Президиум Академии

20. Президиум Академии является органом управления Академии, выполняющим  экспертно-аналитические функции и контрольные функции в отношении научной деятельности Академии и подведомственных ей научных организаций и является постоянно действующим органом Общего собрания Академии.

21. Члены Президиума Академии избираются Общим собранием Академии из числа действительных членов Академии по представлению Президента Академии в количестве одиннадцати человек сроком на 5 лет. Члены Президиума могут быть отозваны досрочно по решению, принятому Общим собранием. Совмещение должности члена Президиума Академии с замещением иной оплачиваемой должностью в Академии не допускается.

22. К компетенции Президиума Академии относятся следующие вопросы:
экспертное сопровождение решений Общего собрания Академии по определение основных направлений фундаментальных исследований, проводимых Академией и подготовки предложений по основным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации по поручениям Правительства Российской Федерации;
подготовка ежегодных докладов Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации в соответствии со статьей 5 настоящего Устава;
участие в разработке плана фундаментальных научных исследований в Академии;
разработка системы показателей научной деятельности организаций, подведомственных Академии; организация мониторинга научной деятельности организаций, подведомственных Академии, и подготовка предложений в Наблюдательный совет Академии по его результатам;
организация экспертизы научных проектов фундаментальных исследований, выполняемых научными организациями, подведомственными Академии, другими научными организациями и высшими учебными заведениями Российской Федерации;
разработка предложений по координации фундаментальных научных исследований в Российской Федерации;
утверждение планов фундаментальных научных исследований научных организаций, подведомственных Академии.

23. Заседания Президиума Академии проводятся не реже одного раза в месяц. Заседания Президиума  правомочны, если на указанном заседании присутствует более половины его членов. Решение принимается большинством голосов, присутствующих на заседании.

24. Председателем Президиума Академии является Президент Академии.

25. Президиум Академии в рамках исполнения своих полномочий может организовывать научные советы по важнейшим проблемам фундаментальных научных исследований, а также комитеты и комиссии,  действующие на общественных началах.

26. Для обеспечения деятельности Президиума Академии создается административный аппарат Президиума Академии в количестве не более 35 человек.
Наблюдательный совет Академии 
27. Наблюдательный совет Академии является коллегиальным органом управления Академии.

28. Наблюдательный совет Академии образуется в составе девяти человек, в том числе: 
три представителя Академии;
три представителя Правительства Российской Федерации;
представитель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
представитель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  представитель Администрации Президента Российской Федерации.

29. Формирование состава Наблюдательного совета  Академии производится в соответствии с настоящим Уставом и Положением о  Наблюдательном совете  Академии.

30. Заседание Наблюдательного совета  Академии правомочно, если на нем присутствует большинство его членов; решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Наблюдательного совета Академии.

31. Члены Наблюдательного совета  Академии избирают из своего состава Председателя Наблюдательного совета.  Президент Академии не может быть избран Председателем Наблюдательного совета.
 
32. Председатель Наблюдательного совета  организует его работу, созывает заседания Наблюдательного совета и  председательствует на них.

33. Наблюдательный совет избирается сроком на пять лет. По решению Общего собрания Академии полномочия членов Наблюдательного совета от Академии,  могут быть прекращены досрочно. При этом Общее собрание Академии может избрать новых членов Наблюдательного совета  являющихся членами Академии, на оставшийся срок до очередных выборов Наблюдательного совета Академии. Периодичность проведения заседаний Наблюдательного совета - не реже одного раза в месяц на основании плана работы Наблюдательного совета, утверждаемого этим советом. Внеочередное заседание Наблюдательного совета собирается для решения неотложных вопросов по требованию его Председателя.

34. Представители органов власти и/или  управления РФ, входящие в состав Наблюдательного совета Академии, могут в любое время быть заменены по решению соответствующего органа власти и/или управления.

35. Члены Наблюдательного совета от Академии  избираются Общим собранием Академии из числа членов Общего собрания Академии в соответствии с Положением о Наблюдательном совете Академии.

36. Решения по вопросам деятельности Наблюдательного совета  принимается простым большинством голосов. Каждый член Наблюдательного совета  обладает одним голосом.  Передача голоса одним членом Наблюдательного совета иному лицу, в том числе другому члену Наблюдательного совета, запрещается. 

37. К исключительной компетенции Наблюдательного совета относятся следующие вопросы:
по представлению Правления Академии утверждение предложения к проекту федерального бюджета в части финансирования Академии;
по представлению Правления Академии утверждение годового плана бюджетного финансирования Академии, в том числе: распределение средств между направлениями фундаментальных исследований и научными организациями, между базовым и проектным финансированием, между проектами фундаментальных научных исследований в рамках программы фундаментальных научных исследований Академии;
по представлению Президента Академии принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, подведомственных Академии;
утверждение реестров находящегося в федеральной собственности имущества, передаваемого организациям Академии в оперативное управление или в хозяйственное ведение;
утверждение по представлению Правления Академии любых сделок (или нескольких связанных сделок) с имуществом Академии на сумму, превышающую 3% годового плана бюджетного финансирования Академии;
согласование по представлению Президента Академии состава Правления Академии;
утверждение численности на текущий финансовый год аппаратов Президиума, Президента, первого вице-президента, вице-президентов Академии.

38. Наблюдательный совет Академии решает иные вопросы, отнесенные к его обязанностям и компетенции Уставом Академии. В пределах своих полномочий Наблюдательный совет Академии принимает постановления.

39. Порядок организации работы Наблюдательного совета Академии определяется в соответствии с Положением о Наблюдательном совете Академии, утверждаемым Общим собранием Академии.

40. Наблюдательный совет Академии извещает Общее собрание о важнейших решениях, принятых им в период между сессиями Общего собрания Академии.

41. Для обеспечения деятельности Наблюдательного совета Академии создается административный аппарат Наблюдательного совета Академии в количестве не более 50 человек.

Президент Академии и Правление Академии
42. Непосредственное руководство текущей деятельностью Академии осуществляется единоличным исполнительным органом - Президентом Академии.

43. Президент избирается Общим собранием Академии из числа действительных членов Академии и утверждается в должности Президентом (Правительством) Российской Федерации. В случае неутверждения президента Академии, проводятся повторные выборы президента Академии в течении 6 месяцев, в порядке установленном настоящим Уставом. Исполнение обязанностей Президента Академии в срок до выборов  возлагается на первого вице-президента Академии.

44. Президент Академии избирается сроком на пять лет.

45. Для  исполнения своих обязанностей Президент Академии назначает первого вице-президента Академии и четырех вице-президентов Академии. Порядок деятельности вице-президентов Академии и распределение  обязанностей между ними определяется приказами и распоряжениями Президента Академии и утвержденными им должностными обязанностями. Вице-президенты принимаются на работу по трудовому договору, срок окончания которого совпадает со сроком окончания полномочий действующего Президента.

46. Президент Академии в рамках исполнения своих обязанностей формирует аппарат Президента Академии численностью не более 150 человек.

47. Президент Академии, первый вице-президент Академии и вице-президенты Академии образуют Правление Академии. Состав Правления Академии согласовывается Наблюдательным советом Академии.

48. Президент Академии:
без доверенности действует от имени Академии, представляет ее интересы в органах государственной власти и в органах местного самоуправления, в организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами;
распоряжается имуществом и финансовыми средствами Академии в порядке, определяемом Наблюдательным советом Академии, и в соответствии с настоящим Уставом;
заключает договоры, выдает доверенности, совершает иные юридические действия;
открывает счета Академии в органах Федерального казначейства, учреждениях банков и иных кредитных учреждения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации;
возглавляет разработку и реализацию кадровой политики Академии;
решает иные вопросы руководства деятельностью Академии.

49. Осуществляя свои полномочия, Президент Академии издает  приказы и распоряжения.

50. Совмещение должности Президента Академии с другой оплачиваемой руководящей должностью не разрешается.

51. Правление Академии является коллегиальным исполнительным органом Академии и совещательным органом при Президенте Академии. Председателем Правления Академии является Президент Академии.

52. Для обеспечения деятельности членов Правления Академии (за исключением Президента Академии) создаются аппарат первого вице-президента Академии в количестве, не превышающем 25 человек, и аппараты вице-президентов Академии в количестве, не превышающем 20 человек каждый.

53. К компетенции Правления Академии относятся следующие вопросы руководства текущей деятельностью Академии:

разработка предложений по основным направлениям текущей деятельности Академии, в том числе проектов годового бюджета, бюджетов на среднесрочную и долгосрочную перспективу, стратегий и программ развития Академии, предложений по внесению изменений в указанные документы;
определение кадровой и социальной политики Академии;
утверждение уставов организаций, подведомственных Академии, и вносимых в них  изменений;
осуществление  текущего контроля за деятельностью организаций, подведомственных Академии согласно разработанным критериям оценки;
утверждение в должности директоров научных организаций, подведомственных Академии, назначение руководителей других организаций, подведомственных Академии, применение к ним мер поощрения и дисциплинарной ответственности;
представление Наблюдательному совету  Академии на утверждение годового плана бюджетного финансирования Академии, включая распределение средств между отделениями и научными организациями, между базовым и проектным финансированием,  распределение средств между ведомственными программами Академии;
представление в Правительство Российской Федерации годового отчета о выполнении плана бюджетного финансирования Академии и отчета об использовании Академией средств из внебюджетных источников;
по представлению отделений Академии или Президента Академии подготовка для Наблюдательного совета Академии предложений о создании, реорганизации и ликвидации организаций, подведомственных Академии,  и  предложения по закреплению за ними федерального имущества, определению размеров бюджетного базового финансирования;
утверждение состава и содержания ведомственных и региональных целевых программ Академии, утверждение механизма и критериев конкурсного отбора;
проведение конкурсов в рамках ведомственных и региональных целевых программ Академии в соответствии с установленными регламентами;
рассмотрение и принятие решения о заключении коллективных договоров и соглашений, утверждение внутреннего документа, регламентирующего общие положения мотивации труда;
подготовка материалов и проектов решений по вопросам, подлежащим рассмотрению Наблюдательным советом Академии; 
анализ результатов работы организационной работы подведомственных Академии организаций и выработка обязательных для исполнения указаний по совершенствованию их работы;
утверждение внутренних документов, регламентирующих вопросы, входящие в компетенцию Правления Академии, за исключением документов, утверждаемых Общим собранием Академии и Наблюдательным советом Академии.


ИМУЩЕСТВО И ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ НАУК

54. Академия осуществляет права владения, пользования и распоряжения передаваемым ей имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом. Реестры федерального имущества, передаваемого Академии, утверждаются Правительством РФ. В состав имущества Академии и подведомственных ей организаций входят: здания, сооружения, оборудование, приборы, суда научно-исследовательского флота, транспортные средства, средства связи и другое имущество, обеспечивающее деятельность и развитие Академии.

55. Перечень организаций, подведомственных Академии, утверждается Правительством Российской Федерации. Организации, подведомственные Академии, не вошедшие в указанный перечень, ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации в срок не более 6 месяцев с даты утверждения указанного перечня Правительством Российской Федерации, если иная подведомственность этих организаций не определена Правительством Российской Федерации в установленном порядке.

56. Организации, подведомственные Академии, владеют, пользуются и распоряжаются федеральным имуществом, закрепленным за ними передаваемым им в оперативное управление или в хозяйственное ведение, в соответствии с законодательством Российской Федерации и их уставами. Реестры федерального имущества, переданного указанным организациям в оперативное управление или в хозяйственное ведение, утверждаются Наблюдательным советом Академии.

57. Академия, подведомственные ей организации имеют право сдавать в аренду без права выкупа временно не используемое ими имущество, находящееся в федеральной собственности, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и постановлениями Наблюдательного совета Академии. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, используются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

58. Права Академии и подведомственных ей организаций на выделенные им в установленном порядке земельные участки определяются земельным законодательством Российской Федерации.

59. Финансирование Академии осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

60. Академия является получателем и главным распорядителем средств федерального бюджета, в том числе средств, предназначенных для финансирования деятельности подведомственных организаций (включая организации научного обслуживания и организации социальной сферы), а также для осуществления государственных инвестиций в целях поддержки и развития научной, производственной и социальной инфраструктур Академии.

61. Средства федерального бюджета на проведение фундаментальных научных исследований выделяются Академии в соответствии с программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук, которая принимается Правительством Российской Федерации на срок не менее пяти лет.

62. Академия разрабатывает и вносит в Правительство Российской Федерации план фундаментальных научных исследований в Академии. Указанный план включает основные направления фундаментальных научных исследований в Академии, с разбивкой на крупные проекты фундаментальных научных исследований с приложением бюджетных проектировок для обеспечения указанных исследований на срок не менее пяти лет.

63. Предложения по бюджетным проектировкам, прилагаемые к плану фундаментальных научных исследований в Академии,  включают расходы на обеспечение деятельности подведомственных организаций (базовое финансирование) и расходы на реализацию проектов фундаментальных исследований (проектное финансирование).

64. Расходы на обеспечение деятельности подведомственных организаций формируются на основе механизма финансового стимулирования результативной деятельности организаций на основе рейтингов их научной продуктивности. Научным организациям, демонстрирующим стабильно высокую результативность профильной деятельности, выделяются дополнительные финансовые ресурсы. Для этих целей используется не менее 20% совокупного объема базового финансирования научных организаций, подведомственных Академии, ежегодно.

65. Расходы на реализацию проектов фундаментальных исследований формируются для грантовой поддержки наиболее дееспособных научных групп и отдельных ученых на основе принципов проектного финансирования, конкурентности, объективной экспертизы, строгой отчетности. Обязательно выделяются специальные программы на поддержку молодых исследователей.

66. В пределах полученного финансирования Академия самостоятельно определяет численность работников и систему оплаты труда в подведомственных организациях, а также основные направления расходования полученных средств в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствие с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

67. Доходы Академии, подведомственных ей организаций от разрешенной их уставами деятельности и имущество, приобретенное ими за счет таких доходов, поступают в самостоятельное распоряжение указанных организаций, учитываются на отдельном балансе и используются на уставные цели.

68. Академия осуществляет учет имущества, обязательств и хозяйственных операций и отчитывается перед государственными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПРИНЦИПЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

69. Приоритетами кадровой политики и трудовых отношений в Академии является поощрения результативного научного труда, обеспечение динамизма кадрового потенциала, поддержка молодых исследователей. Кадровая политика и трудовые отношения в Академии регулируются трудовым законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом и принятыми в соответствие с ними нормативными правовыми актами.

70. Оплата труда научных работников организаций, подведомственных Академии, увязывается с научной результативностью их работы, оцениваемой объективными критериями:
количество публикаций в научных журналах мирового уровня с высоким индексом цитирования;
участие в международных проектах;
участие в международных и общероссийских конференциях, семинарах и школах;
подготовка научных кадров (докторов наук, кандидатов наук, магистров);
отзыв международных экспертов о деятельности и квалификации научного сотрудника.

71. Оплата труда руководителей научных организаций, подведомственных Академии, увязывается с научными достижениями руководимых ими организаций (число публикаций в научных изданиях мирового уровня с высоким индексом цитирования, средний возраст научных сотрудников, качество и возраст используемого оборудования, объем финансирования научных исследований, приходящийся на одного научного сотрудника, участие в международных проектах и др.).

72. Принципами кадровой политики Академии является: ротация кадров на административных должностях; привлечение молодёжи в академический сектор науки, создание для этого материальных, организационных и моральных условий.

73. Трудовые договоры с научными работниками, с руководителями структурных подразделений и обособленных структурных подразделений научных организаций могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.

74. Заключению трудового договора с научными работниками и руководителями структурных подразделений научных организаций, а также переводу на должность научного работника или руководителя структурного подразделения научной организации предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности. Положение о порядке  проведения конкурса для замещения должностей научных работников и руководителей структурных подразделений научных организаций утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

75. Конкурс на замещение должности научного работника или руководителя структурного подразделения научной организации, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет.

76. Конкурс на замещение должности руководителя структурного подразделения научной организации проводится также по достижении руководителем структурного подразделения возраста шестидесяти пяти лет, если с момента избрания по конкурсу данного руководителя структурного подразделения прошло более одного года.

77. Допускается заключение трудового договора на замещение должности научного работника или руководителя структурного подразделения научной организации без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые научные организации до начала работы ученого совета - на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу.

78. Не проводится конкурс на замещение:
должностей научных работников и руководителей структурных подразделений научных организаций, занимаемых беременными женщинами;
должностей научных работников и руководителей структурных подразделений научных организаций, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.

79. Если работник, занимающий должность научного работника или руководителя структурного подразделения научной организации по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, по результатам конкурса не избран на должность или не изъявил желания участвовать в указанном конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается в соответствии с пунктом 2 статьи 336.5 Трудового Кодекса Российской Федерации.

80. При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности научного работника или руководителя структурного подразделения научной организации новый трудовой договор с работником может не заключаться. В этом случае действие срочного трудового договора продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

81. При переводе на должность научного работника или руководителя структурного подразделения научной организации в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

82. До истечения срока избрания по конкурсу, предусмотренному частью третьей настоящей статьи, или в течение срока срочного трудового договора в целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности научного работника или руководителя структурного подразделения научной организации может проводиться аттестация. Положение о порядке проведения аттестации научных работников и руководителей структурных подразделений научных организаций утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

83. В научной организации, подведомственной Академии, по решению ученого совета, согласованному с Президиумом Академии, может учреждаться должность научного руководителя. При этом в устав научной организации в установленном порядке вносятся соответствующие изменения. Лицо, замещающее должность научного руководителя, как правило, должно иметь опыт работы в должности директора научной организации. Совмещение должностей директора и научного руководителя не допускается. Кандидатура на должность научного руководителя института представляется в ученый совет этого института Президиумом Академии.

84. Научный руководитель института избирается на заседании ученого совета тайным голосованием простым большинством голосов на срок до пяти лет.

85. Научный руководитель института по согласованию с его директором осуществляет следующие полномочия:
участвует в деятельности органов самоуправления института;
участвует в разработке концепции развития института и приоритетов научной деятельности института;
представляет институт в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями;
участвует в решении вопросов совершенствования научной, организационной и управленческой деятельности института.

86. Функции и полномочия директора научной организации, подведомственной Академии, ученого совета, научного руководителя, а также обязанности и права научных работников научной организации определяются уставом этой организации.

87. В организациях, подведомственных Академии, должности руководителей и заместителей руководителей организаций, руководителей обособленных структурных подразделений этих организаций замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. По представлению ученого совета организации учредитель имеет право продлить срок пребывания руководителя организации в своей должности до достижения им возраста семидесяти лет. С заместителями руководителя организации, подведомственной Академии, заключается срочный трудовой договор, срок окончания которого совпадает со сроком полномочий руководителя организации.

88. Должность Президента Академии замещается лицом в возрасте не старше семидесяти лет. Должности первого вице-президента Академии, вице-президентов Академии, замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие данного возраста, при наличии вакантных должностей переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. С первым вице-президентом, вице-президентами Академии заключается срочный трудовой договор, срок окончания которого совпадает со сроком полномочий Президента Академии.


 

На прошлой неделе сайт STRF.RU опубликовал проект модельного устава Российской академии наук и пояснительную записку к этому документу. Как показало вызванное этими материалами обсуждение, у читательской аудитории возникли вопросы, связанные с их авторством. В связи с этим редакция STRF.RU считает необходимым разъяснить, что Центр «Открытая экономика» получил оба документа по своим каналам. Редакция обратилась в Министерство образования и науки РФ с запросом, является ли полученный нами модельный устав тем документом, обсуждение которого ведется в МОН совместно с другими заинтересованными ведомствами. Получив утвердительный ответ, мы предложили оба документа к обсуждению на сайте STRF.RU. Поскольку оба документа поступили в редакцию одновременно, отдельного запроса относительно пояснительной записки мы не делали. Как выяснилось позже, пояснительная записка представляет собой рабочие материалы, разрабатываемые независимыми экспертами как базовые предложения к проекту модельного устава, и не имеет непосредственного отношения к документу, предложенному МОН. Несмотря на то, что STRF.RU не заявлял текст пояснительной записки как документ, разработанный Минобрнауки, одновременная публикация обоих документов могла вызвать такое восприятие читательской аудитории. Подчеркиваем, что пояснительная записка не является документом, предложенным к публикации Министерством образования и науки, и приносим свои извинения тем читателям, у кого сложилось такое понимание ситуации вследствие одновременной публикации двух документов на нашем сайте.

Редакция STRF.RU

Некоторое время назад в Сингапуре завершился российский бизнес-форум, организованный «Тройкой». Это была, в первую очередь, столь популярная ныне у бизнес-элиты тусовка «для своих» - с русскими фигуристками, вечерними приемами и всем прочим, однако для нас там все же был интересный момент. В итоговом заявлении присутствовавший на форуме Герман Греф подчеркнул, что России сейчас важно использовать опыт Сингапура в развитии инновационной экономики, и особенно – опыт господдержки ученых. Наш министр имел в виду программу государственных инвестиций в науку и высокие технологии, которую власти Сингапура запустили в начале 2000-х годов. Заявление Германа Грефа, как известно, регулярно получающего консультации от творца сингапурского «экономического чуда» Ли Куан Ю, мы используем как повод для того, чтобы пристальней обратиться к далекому юго-восточному государству, которое, казалось бы, не имеет ничего общего с нашим.

На самом деле, проблемы, вставшие перед экономикой Сингапура в недавнем прошлом, отчасти напоминают отечественные: как ни странно, нас с этой страной объединяет  осознание положения «догоняющих» в мировой гонке хай-тек индустрии. Конечно, российскую экономику сравнивать по эффективности с одним из четырех недавних «азиатских тигров» глупо, но, оказывается, сингапурское правительство тоже пытается достичь более серьезной диверсификации. Однако, в отличие от России, Сингапур не сидит на сырьевой игле, его зависимость – другого рода.

Еще в 1999-2000 годах экономисты заметили, что отрасль, которая выдвинула Сингапур в число богатейших стран мира – микроэлектроника – стала приносить меньшие доходы. Правительство начало поиск выхода из намечающегося кризиса, и в итоге выбор пал на биологию, биотехнологию и медицину. Объяснение этому простое: во-первых, биомедицина ныне, - пожалуй, самая востребованная и популярная в мире отрасль академических знаний. Сегодня не только общее число и цитируемость публикаций в области life sciences в разы превосходит другие научно-технические области, но и сама общепризнанная система сбора и анализа научной статистики Thompson Scientific все больше и больше переориентируется на эту сферу (например, из 17 самых «крутых» ученых прошлого года 13 занимаются науками о жизни, причем 10 из них – онкологией сслыка). Во-вторых, в биотехнологию и медицину сегодня вкладывается значительный процент как венчурных денег, так и средств крупнейших компаний – прежде всего, производителей лекарств. И главное – у этой области отличные перспективы долгосрочного роста: увеличивается продолжительность жизни, и, соответственно, нужды в лечении, бурно расцветает косметология.

Нам особенно интересно, какие меры для обеспечения биомедицинского прорыва в Сингапуре предпринимает его правительство. Итак, к 2000 году руководство страны осознало, что для дальнейшего эффективного развития Сингапура трех существующих опор  экономики – электроники, технологии и химии – стране будет недостаточно. После периода поисков и консультаций в качестве новой, четвертой опоры страны была выбрана биомедицина, и в июне 2000 года была запущена т.н. Сингапурская программа биомедицинских наук. На правительственном уровне за нее отвечает управляющий комитет, в который входят профильные министры, а оперативное управление осуществляет исполнительный комитет под руководством Филиппа Ео, знаменитого председателя A*STAR.

Здесь необходимо пояснить, кто в Сингапуре отвечает за развитие науки и хай-тека. Прежде всего, это как раз A*STAR – агентство по науке, технологии и исследованиям, которое курирует государственный сектор науки и технологий, управляет 12 НИИ и выделяет гранты университетам и прочим внешним структурам, а также посылает сингапурских молодых ученых в лучшие мировые вузы. За внедрение научных результатов в бизнес и вообще за развитие инфраструктуры для хай-тека (как и за многое другое, выходящее за рамки нашей темы) отвечает EDB - Совет Экономического Развития, аналогом которого можно с натяжкой назвать ведомство Германа Грефа.

Итак, для развития биомедицины решено было прежде всего создать Международный консультационный совет, в который вошли, в том числе, три нобелевских лауреата, директор Пастеровского института, президенты Caltech и Общества Макса Планка. Кроме того, была выработана структура управления биомедицинской программой, которое ныне включает в себя три компонента:
 
1.      Биомедицинский исследовательский совет при A*STAR, наполовину также состоящий из иностранцев с мировыми именами и возглавляемый Филипом Ео и нобелевским лауреатом Сидни Бреннером. Совет ведет работу по трем направлениям: финансирует свои исследовательские институты, выдает гранты широкому кругу университетов и клиник, и, наконец, взаимодействует с государством и иностранными партнерами.
2.      Группа биомедицинских наук EDB ответственна за исследования, которые ведут частные компании, и за внедрение результатов в коммерческий оборот.
3.      Биомедицинский инвестиционный фонд Bio*One Capital также является дочерней структурой EDB, его задача – вкладывать прямые инвестиции в профильные компании, причем не обязательно сингапурские. На сегодняшний день фонд имеет в управлении более $1.2 млрд и свыше 80 портфельных компаний.

Определившись со схемой структурой управления, Правительство Сингапура приступило к созданию необходимой инфраструктуры. В силу отсутствия каких-либо уважаемых научных традиций особое внимание было уделено имиджу будущего азиатского центра биомедицины – его окрестили Биополисом. «Город жизни» разместился в области one-north (нечто вроде огромного сайнс-парка), в непосредственной близости от Госуниверситета, Политехнического института, Национального университетского госпиталя и министерства образования.
Первая очередь Биополиса площадью 185.000 кв.м была закончена в начале 2004 года, ее строительство обошлось в $500 млн. Она включает в себя семь поэтически названных корпусов: Нанос, Геном, Гелиос, Хромос, Протеос, Матрикс и Центрос. В конце прошлого года к ним прибавились еще Нейрос и Иммунос, общая площадь зданий наукограда достигла 222.000 кв.м. Естественно, все возведено по экологичным технологиям, и более того - находятся в живописном парке, атмосфера которого, по заверениям строителей, «стимулирует мыслительную деятельность ученых и способствует установлению деловых контактов».
Что кажется самым важным, так это совмещение в одном комплексе, в одних корпусах государственных НИИ и частных исследовательских подразделений.  Причем площади, занимаемые НИИ и офисами фирм, по площади почти равны, а лаборатории у них зачастую вообще общие. Сами институты по нашим меркам не столь велики, в самом большом из них - институте клеточной и молекулярной биологии - работает 450 исследователей (для справки: примерно столько же ученых - и в российских НИИ молекулярной биологии и НИИ цитологии вместе, без учета других центров, где работают по этой тематике).
Финансовые возможности позволили Сингапуру сконцентрироваться на привлечении в институты Биополиса лучших ученых мира. Например, осенью прошлого года большой материал в NY Times был посвящен утечке туда лучших американских мозгов – среди прочих Америку покинули мировые звезды в области мышиной генетики супруги Нил Коупленд и Нэнси Дженкинс, за которых боролись Стенфорд и Беркли. В числе переселившихся в Сингапур  - ведущие ученые из Европы, Японии, США. Есть в Биополисе и наши соотечественники: Алла Ившина и Владимир Кузнецов работают в Институте генетики, один из пяти членов Научно-консультационного совета которого – Павел Певзнер, бывший с.н.с. из ВНИИ ГЕНЕТИКА, ныне – профессор в Сан-Диего. Ученых привлекают в Сингапур, прежде всего, качественное и доступное оборудование, солидные зарплаты и хорошие перспективы спокойной научной работы.
Всего в Биополисе трудится 4000 исследователей, треть из которых имеет степень Ph.D.

Пока что преждевременно говорить о том, что Сингапур обгоняет ведущие мировые центры биомедицины, как это иногда представляют журналисты. В 2006 году государственные институты Биополиса вместе выпустили всего 335 статей, т.е. всего в три раза больше, чем было в 2001 году, на старте программы, и сильно меньше, чем не только их американские, но и отечественные коллеги. Однако научный «вес» этих статей довольно высок – 117 из них напечатаны в журналах с индексом цитирования больше 5. Возможно, существенный рост числа публикаций из Сингапура произойдет в ближайшие годы.
В любом случае, задачей правительства города-государства было не создание сильной научной школы как таковой, а диверсификация экономики, увеличение ее наукоемкости. В 2006 году объем производства биомедицинских товаров составил $23 миллиарда, продемонстрировав беспрецедентный годовой рост в 30%, а в сравнении с 2000 годом - почти в 4 раза. Конечно, этот рост вызван не успехами молодой сингапурской науки, а существенными налоговыми льготами и поощрениями, которые в свое время также подняли микроэлектронику, а ныне приводят к тому, что производства в Сингапур перенесли многие гиганты фармацевтики и биотехнологии. Важно, что эти самые гиганты начинают открывать в Биополисе и исследовательские отделы – так поступили, например, Abbot и Novartis, готовятся к размещению своих ученых GSK, Lilly и Pfizer.
Итак, что удалось сделать властям Сингапура? Практически с нуля они создали точку роста биомедицины мирового уровня, который, по крайней мере по технической оснащенности, не уступает ведущим центрам мира. Особая заслуга сингапурцев – «дружественная» ученым атмосфера, которую подчеркивают все уехавшие туда специалисты. Интересно, что денег на Биополис было потрачено не так уж много – инфраструктура стоила порядка $580 млн., госзатраты на науку в год составляют около $600 млн. + 35% частных средств.

И, наконец, главный вопрос – что из сингапурского опыта может быть полезно России? Понятно, что строить центр подобного уровня с нуля, несмотря на все аргументы отчаявшихся побороть закоснелость РАНовской науки адептов ЦПИ, нерационально.
Привлечь иностранцев налоговыми льготами для промышленности мы также вряд-ли сможем. Однако выделение из спектра всех академических и вузовских структур, имеющих отношение к биологии, нескольких самых продвинутых и концентрация ресурсов на их развитии – путь вполне реальный. Конечно, привлекать ведущих иностранцев-ученых в таких масштабах, как это делают в Сингапуре, нам не нужно, но вот включить их в координационный совет гипотетической био-ФЦП было бы очень полезно. Сэкономив на зарплатах мировым «звездам», больше денег получится выделить на закупку оборудования – это должна быть основная часть расходов, учитывая, что инфраструктура в ряде мест у нас уже создана. И, также как в Сингапуре, надо всеми силами стремиться заинтересовать иностранные (отечественных у нас почти нет) фирмы в открытии у нас своих исследовательских отделов, которые должны работать в тесном сотрудничестве с учеными на госслужбе.

Прежде всего, - и это главное – государство должно уделять life sciences гораздо больше внимания на самом высоком уровне. Пока что биология лишь входит в число официальных приоритетных направлений, но никаких целенаправленных усилий по ее поддержке не оказывается, на официальном уровне приоритет отдан нанотехнологиям.
Здесь не место рассуждать о правильности такого выбора, заметим лишь, что опыт Сингапура может быть полезен и для нано-инноваторов – мы имеем в виду все ту же практику существования в одном пространстве государственных и частных исследовательских подразделений, а также контроль со стороны международных экспертов. Впрочем, учитывая то, где и кем будет создаваться наша национальная нанолаборатория, учет пути Сингапура, увы, кажется маловероятным.

В качестве завершения статьи предлагаем вашему вниманию мини-интервью Вадима Иванова, академика, члена президиума РАН, директора Института биоорганической химии им. М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова, которое он любезно согласился дать нашему порталу:

Вадим Тихонович, в 2000 г. власти Сингапура решили практически все свои ресурсы направить на развитие биомедицины, выбрали это направление с целью поднять свою экономику. Сегодня в сингапурском Биополисе уже ведут работу ведущие ученые со всего мира, в том числе, и из России. Насколько перспективна  такая стратегия попытки концентрации большинства ресурсов на одной области науки?
 
У них это делалось, грубо говоря, на пустом месте. Крупных, признанных научных центоров в области медицины и  биотехнологий у Сингапура не было. Поэтому создание «Биополиса» - это естественный способ войти в мировой поток биологической науки и прикладных аспектов, из нее проистекающих.
Выбор же биологии, или life sciences, в качестве приоритета совершенно оправдан. Фактически, эта наука отвечает на самые первоочередные потребности человечества, прежде всего, здравоохранение. Для того, чтобы заботиться о здоровье, надо понимать, что творится со здоровым человеком, и что происходит при патологии. Во-вторых, это пища, т. е. способы повышения продуктивности и растениеводства, и животноводства, и даже получение новых видов пищи. Как и в случае медицины, необходимо как можно более глубоко понимать механизмы роста и развития живых организмов.  И, наконец, это экология – как мониторинг того, что происходит вокруг нас, так и помощь в сохранении природной среды. Я уж не говорю о том, что биотопливом сегодня интересуются  на самом высоком уровне – это тоже имеет прямое отношение к биотехнологиям. То есть, биология, безусловно, самая быстро развивающаяся область естествознания с огромным потенциалом практического применения, и в Сингапуре это прекрасно понимают. Да и у нас в приоритетах она тоже значится.

Возможно ли создание в России аналога Биополиса?

Я считаю, что в нашей стране созрела необходимость принятия национальной программы по наукам о жизни и биотехнологии и определения способов ее выполнения. Нужен будет для этой программы новый центр – значит, надо делать новый центр. С моей точки зрения, разумнее действовать, опираясь на существующие центры,  в том числе, на наш институт, на Пущинский научный центр. В Пущино, по сути, 8 современных научных институтов собрано в одном месте. Я считаю, что надо просто сделать программу и иметь волю ее реализовать.

Если биология – самая перспективная отрасль науки, то почему же такой программы еще нет?

Потому что пока не удалось достучаться до власти. Этот вопрос сейчас активно обсуждается на разных уровнях. Академия наук подала в Министерство образования и науки предложение об объявлении конкурса на создание такой программы. Надеюсь, в ближайшее время такой конкурс будет объявлен.

Это должен быть аналог программы по нанотехнологиям?

Именно так этот вопрос, я считаю, надо ставить. Это как минимум, не менее обосновано, чем развитие нанотехнологий.

Можно ли уже говорить о каких-либо параметрах бюджета этой программы?
 
Надо разработать, а там посмотрим. Я считаю, что она должна быть сопоставимой по масштабу с “нано”-программой.

Иван Стерлигов, обозреватель OPEC.RU, специально для STRF.RU

Учебное пособие
ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ: основные проблемы, тенденции
26 сентября 2005
Сергей НЕХАЕВ
В российских условиях дефицита инвестиционных ресурсов поиск дополнительных форм финансирования является достаточно важной проблемой. В связи с этим развитие инструментария проектного финансирования и возможности его практического применения в российской практике являются весьма своевременным.

Мнение События ФЦП Эксперты Экспертная площадка О центре Форум
При использовании размещенных на сайте материалов ссылка на источник обязательна.
©2005 Центр "Открытая экономика". Редакция: +7 (495) 930 87 07; info@sciencerf.ru
Rambler's Top100 Разработка Metric